В течение часа актеры работали с аудиторий в 120 человек и сумели добиться доверия, откровенности и сыграть на сцене то, что переживают люди, оказавшиеся в условиях несвободы. Как это было, удалось увидеть журналистам «АП».
Непростой перфоманс
Когда после длинной дороги и непростой процедуры пропуска в закрытое учреждение труппа театра – ведущая, четыре актрисы и музыкант – наконец вошла в видавший виды клуб колонии, казалось, какое уж тут будет вдохновение… А плейбэк-театру без него никак, ведь он полностью импровизированный. Зрители спонтанно рассказывают истории из своей жизни, которые актеры и музыкант превращают в художественное сценическое произведение. Ведущий – кондактор – руководит перформансом как посредник между зрителями и актерами.
Но как только зал заполнили женщины, девушки в одинаковой зеленой одежде и платочках, кондактор Татьяна Калашникова, представив каждого из участников труппы, стала задавать вопросы залу:
– Мы сейчас вошли в колонию и почувствовали, что пахнет печеным хлебом, едой, как в пионерском лагере. И хочется узнать, как вы здесь? Я предлагаю начать с самого простого. Что вас сейчас волнует? Чего вы ждете?
Сначала повисла небольшая пауза, но затем где-то из середины рядов раздается робкий голос. Девушка, представившаяся Юлией, заявила, что ей поскорее хочется увидеть представление.
И тут же актеры отыгрывают на сцене это самое ожидание. Под бодрую музыку, которую исполняет гитарист Иван, все четыре актрисы с разной, но очень выразительной интонацией произносят:
– Давайте, уже начинайте, что ли! Как интересно, чем они там будут заниматься? Уже изображайте, что вы там нам приготовили!
И эта первая незатейливая, вроде бы, сцена как-то ненавязчиво эмоционально связывает зрителей и актеров. Дальше общение становится все более глубоким по смыслу. Одна из девушек поделилась тем, что в колонии вдруг открыла в себе талант – пишет стихи и участвует в культурной жизни колонии, другая рассказала, насколько сложно ей было привыкнуть к жесткому режиму исправительного учреждения – строгому распорядку дня.
– Я хорошо помню свой первый год, – сказала женщина по имени Наталья. – Ты еще никому ничего не сделал, но все так с тобой обращаются, будто ты всем уже что-то сделал… Прийти в себя очень тяжело, ты не понимаешь до конца, где ты и что это за люди, которые окружают тебя. Только со временем начинаешь это осознавать.
Все это актеры отыгрывали, будто по волшебству, на одной волне откровенности оказываясь с аудиторией.
А женщина по имени Анна, которая провела в колонии уже более десяти лет, поделилась тем, что только здесь поняла, насколько сильно любит свою мать и двоих сыновей, которые стали взрослыми, а срок еще не закончился. Актеры сыграли ее историю так, что кто-то в зале спросил: «А вы случайно не знакомы?»
Актриса настолько верно изобразила Анну, что ее подруги по колонии были удивлены.
Когда выступление труппы подходило к концу, многие женщины не могли сдержать слез, а кто-то, наоборот, улыбался, понимая, что все плохое когда-нибудь заканчивается. И каким станет будущее, во многом зависит от самой женщины.
– Я хочу поблагодарить весь актерский состав за выступление, как урок я восприняла его для себя. Всегда надо анализировать свои проблемы, не бояться смотреть вперед и понимать, что все когда-нибудь закончится. Огромное спасибо вам, – в завершение прозвучали такие слова одной из зрительниц.
И эту тему отыграл «Анапаит». Актрисы, как обычно, дополняя друг друга, импровизировали:
– Какой-то особенный день! Оказывается, можно рассказать о том, что тебя волнует. Просто посмотрю вперед, там так много всего. Так тепло на сердце. Огромное спасибо!
Внутренняя работа
Впечатлениями о выступлении «Анапаита» с нами поделилась одна из зрительниц – Алёна:
– Актеры прямо в точку попали, понимают, что мы переживаем. Даже самые закрытые и суровые женщины нашей колонии стали говорить – я так удивилась. Мне в какие-то моменты даже казалось, что артисты заранее изучали как-то нас и все это подстроено. Но так же не может быть, нас тут больше ста человек пришло, и любой мог говорить…
Алёна провела в колонии около шести лет, осуждена была за торговлю наркотиками. Сейчас ей исполнилось 30. Мечтает выйти на свободу и завершить образование, так как в исправительном заведении оказалась, когда уже шла на защиту диплома.
Что касается самих актеров, то для них работа с подобной аудиторией очень важна.
– Задача у нас не стоит, на самом деле, играть именно для таких зрителей, это уже наш внутренний выбор, – говорит Татьяна Калашникова. – Нам интересно, потому что здесь более закрытый эмоционально зритель, истории его болезненнее… Здесь важно создать атмосферу доверия. Кусочек жизни, о котором они рассказывают, позволяет понять их более глубоко, где-то и по невербальным знакам. Я же задаю постоянно вопросы, чтобы нам стал ясен контекст.
Как признались актеры, работать в колонии им тяжеловато… Потом с этим эмоциональным грузом приходится жить какое-то время, но опустошения нет, так как и получают они для творчества очень многое.
– Это сложно – по ходу нащупать, найти слова, чтобы зрители раскрылись, начали говорить, – делится Татьяна. – А когда они становятся откровенными, столько кайфа и удовольствия для нас! Сегодня вот было сложно расшевелить зал, никто не готов был к диалогу изначально. В итоге получилось все. Мы знаем, на самом деле, о чем они переживают, волнуются. Это в первую очередь дети. Я понимаю, что если мы начнем говорить на такую тему, женщины станут плакать, потому что непосредственное общение в детьми – это то, чего матери сейчас лишены и ценность этого осознали тогда, когда потеряли. Но хотелось больше понять что-то еще, проходит ли у них какая-то внутренняя работа души...
А с точки зрения исправления оступившихся, выступления плейбэк-театра – в какой-то степени и воспитание.
Как отметил заместитель начальника отдела воспитательной и социальной работы с осужденными УФСИН России по Алтайскому краю Роман Токарев, игра актеров «Анапаита» для осужденных это способ получения психологической помощи через искусство.
Такая форма работы с залом позволяет человеку посмотреть на свои чувства и проблемы со стороны. Обдумать, принять решение. Кроме того, театральное приобщение осужденных к культуре и искусству имеет большое значение для их образовательного и нравственного развития, психологической и социальной реабилитации.
Источник: Алтайская правда
|